Нур-Норге-2016. Введение

This post is also available in: enEnglish


Дорога на Хамнингберг (Дорога Губернии Финнмарк 341), ведущая в деревню Хамнингберг вдоль северного побережья полуострова Варангер на крайнем северо-востоке Норвегии; самая красивая дорога, по которой я когда-либо ездил. Муниципалитет Вардё, губерния Финнмарк, Норвегия

2016 год стал годом, когда у меня наконец-то нашлись и средства, и время, чтобы осуществить именно такое путешествие, о котором я всегда мечтал. Конечно, Швеция и особенно Лапландия в прошлом году были даже очень круты, но все же в Швеции мы уж слишком везде торопились, а Лапландия, хоть и произвела на меня совершенно незабываемое впечатление, все же была не настолько масштабна. Так что я выделил довольно конскую сумму на лето 2016, и забил себе три отпуска подряд на работе. Две недели, или 16 дней, считая примыкающие выходные.

В этот раз меня сопровождала только моя лучшая подруга ОП. Изначально мы намеревались съездить в Исландию. Составили маршрут и все такое, но в конце концов решили, что не в этот раз. Теоретически у нас должна была бы получиться и Исландия, но по деньгам — довольно-таки впритык. Билеты на самолет до Исландии стоят недешево, ну и, ясное дело, там еще пришлось бы арендовать машины, иначе не очень-то много этой самой Исландии увидишь*.

* В принципе, в Исландию можно попасть даже и на собственной машине. Существует паромная линия между Исландией и Данией, через Фарерские острова. Но поездка на пароме длинная и тоже стоит небольшое состояние, да и доехать до Дании — само по себе уже не так чтобы быстрое дело. Не, ну конечно когда-нибудь надо и так попробовать все же.

Так что вариантом «Б» у нас стала Северная Норвегия. Норвегию мы до этого видели, но довольно-таки мало — ровно столько, чтобы знать, что она невероятно прекрасна и вообще самое красивое место на свете. В ходе своего лапландского путешествия я, собственно, заехал в Северную Норвегию и немного там покатался, но времени даже на какой-нибудь самый завалящий походик не было. Ну и в этот раз, конечно же, все должно было стать иначе!

Вообще говоря, доехать до Северной Норвегии из Питера можно двумя основными способами. Во-первых, можно ехать через Финляндию. Спокойный и удобный вариант — дороги очень хорошие, движение от небольшого до сильно умеренного, и вариантов маршрута на самом деле есть довольного много. Погранпереходов между Финляндией и Норвегией целых шесть. Единственный минус — через большую часть Финляндии ехать, все же, несколько скучновато. Не считая отдельных мест в Лапландии и, пожалуй, Финской Карелии, пейзажи по пути сильно однообразные. Ну, если вы, конечно, обожаете деревья, то другое дело.

Второй вариант — это, конечно же, ехать через Россиюшку-матушку! Я водительские права получил в январе 2013, к июлю 2016 накатал где-то этак 70 тыс. км, но до сих пор ездить на большие расстояния по России побаивался (и побаиваюсь). Узкие и иногда разбитые дороги, толпы водителей-самоубийц, и зачастую весьма значительное движение с кучей перегруженных фур — удовольствие ниже среднего, как по мне. Тем не менее, дорога СПб — Петрозаводск — Мурманск — граница с Норвегией, она же трасса «Кола» (под номером М-18, или, точнее, Р-21), насколько я слышал, все же по российским меркам вполне даже себе ничего так. Ну и мы посмотрели бы по пути два больших российских города, где иначе не факт что побывали бы когда-нибудь: Петрозаводск и Мурманск!

В итоге порешили ехать туда — через Россию, а обратно — через Финляндию. Общий маршрут поездки выглядел так:

Буковки ничего не означают, сорри. В гуглокартах на удивление непросто нарисовать приличную карту!

После продолжительного гугленья мы решили, что в Северной Норвегии хотим посетить следующие места, с востока на запад: Варангер-фьорд и полуостров Варангер (особенно городок Вардё), мыс Нордкапп, горы Люнгенские Альпы, город Тромсё, и остров Сенья. На самом деле это более или менее и есть список основных туристических мест Северной Норвегии — за исключением только Лофотенских островов, которые, вероятно, сами по себе стоят целого отпуcка. На каждое из этих мест мы отвели по 2-3 дня, что позволило нам везде посетить по несколько достопримечательностей в расслабленном темпе. С другой стороны, переезды были довольно протяженные, вплоть до >500 км за день (участок Вардё-Хоннингсвог), что на норвежских дорогах на самом деле весьма выматывающе.

Финляндия, хоть она мне мила и особенно сильно, в этот раз сама по себе практически не попала в маршрут осмотра. Единственное место, которые мы там хотели посетить — пограничный камень трех государств Трериксрёсет, да, снова. Хотелось посмотреть, как те места выглядят летом, и подруге показать, и попробовать переночевать в домике-варауступе на природе. После Трериксрёсета же предстояла почти непрерывная дорога через всю Финляндию до дома, с единственной ночевкой по пути в Южной Лапландии.

Ну и, собственно, план наш более чем удался! В этот раз темп, который мы выбрали, оказался практически идеальным, и мы проехали более 5700 км по России, Новрегии и Финляндии без каких-либо происшествий, и посетили почти все места, которые хотели, с двумя-тремя мелкими исключениями. И даже в бюджет поездки сумели почти уложиться!

Наше единственное средство передвижения было тем же, что и в прошлом году — моя Рено Сандеро 2015 года. Люблю эту машинку. Ну не буквально — я считаю для себя очень важным принципом не привязываться ни к каким материальным вещам — но она мне так хорошо подходит. Простая и удобная и надежная, ни единой проблемы за 50 тыс. км пробега, кроме пары перегоревших лампочек — и на ней я сумел посетить так много разных мест, включая, теперь, и самый север Европы. И да, как я люблю повторять, «Рено» следовало бы приплачивать мне за маркетинг!

Ну и, конечно, в процессе я наснимал много тысяч фотографий. Не знаю даже точно сколько. Ограниченное место на моем MacBook Pro (ну не лично моем, рабочем, но один фиг я его могу везде возить) с его 256 Гб SSD-диском было вполне серьезной проблемой, и удалять дубли и брак и обрабатывать RAW-файлы мне приходилось прямо в процессе поездки по вечерам. Ну а вскоре после моего возвращения последовали два других отпуска. Это объясняет, почему писать сюда про поездку я стал лишь спустя четыре месяца.

Постов у меня должно быть очень много, и я хочу начать с нескольких вводных, чтобы сначала в целом рассказать о местах, где я побывал. Потому что это и правда нереально прекрасные места, самые чудесные на свете, которые я знаю. Ну а дальше уже более хронологически будет.

Далее: I. Что такое Северная Норвегия